ГЛАВНАЯ

ИСТОРИЯ СПЕЦНАЗА

СПЕЦНАЗ СЕГОДНЯ

ТАКТИКА СПЕЦНАЗА

ВЫЖИВАНИЕ

РУКОПАШНЫЙ БОЙ

ФОТОАРХИВ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ


Мастерство "пахать руками"


По роду своей работы мне приходится анализировать многие процессы и тенденции, происходящие не только в армии, но и в правоохранительных органах России. Взять хотя бы специальную физическую подготовку и обучение навыкам рукопашного боя. Не раскрою страшную военную тайну, если скажу: мало утешительного приходиться наблюдать.

Насколько плохо обстоят дела с "рукопашкой", знает, пожалуй, любой "срочник", проходивший службу, будь-то в советской или российской армии - не суть важно. Почему так? Сказывается отсутствие не только таких должностей, как инструктор по рукопашному бою и выживанию или, например, офицер-психолог, предназначенный для "пользования" личного состава батальона; прежде всего сама система, давно устаревшая и насквозь прогнившая, не способна рождать реального, а не виртуального воина.

Помимо всего прочего, свою лепту вносит и практически полное отсутствие информации о наиболее практичных (в боевом отношении) системах. Так было раньше, да и сейчас не лучше. Отчасти поэтому в 70-х годах началось проникновение в армейскую среду и правоохранительные органы восточных единоборств.

Во многом этот стихийный процесс имел позитивный характер, так как он привносил свежую струю в устаревшую систему прикладных комплексов, основанных на боевом самбо. В этот же период времени энтузиасты-"рукопашники" создали множество прикладных систем, основанных на различных ударах. Однако, многочисленные "самбоуды" и "заинапы" не получили широкого распространения, хотя и обозначили явное желание специалистов исправить недостатки боевого самбо, вызванные излишним креном в сторону ограниченной группы бросков, болевых и ряда специальных приемов на их основе.

Подавляющее число новых систем были основаны на техниках восточных единоборств и бокса, в большинстве своем не подходящих для применения в реальной боевой обстановке. Эти техники не срабатывали в основном по двум причинам: либо их просто было нецелесообразно применять в конкретных реальных ситуациях, либо на их отработку требовались месяцы, а то и годы изнурительной и кропотливой работы.

Большой вред самим восточным единоборствам нанесли коммерческая и спортивная формы, в которых они распространялись "в народе". Получилось так, что исторически сложившиеся версии были ловко подменены многочисленными суррогатами, создатели которых, тем ни менее, с таинственным видом "посвященных" ссылались на "многовековую и непрерывную традицию" (а как иначе?), которую они, естественно, и представляют. Поди, проверь, так это или не так.

Однако благодаря энтузиазму и усилиям мастеров, именно реальные исторические версии получили широкое распространение по всему миру и оказали существенное влияние на прикладные комплексы рукопашного боя во многих странах. В настоящее время явно наметилась тенденция к углубленному изучению древних единоборств и клановых систем, а также к переосмыслению боевого опыта, полученного в современных условиях. Но в результате получилась каша, в которой и не всякий профессионал разберется: где подлинные исторические версии боевых систем, а где всего лишь суррогаты. Подобно тому, как не всякий человек отличит белый гриб от ложного, так и здесь требуется, прежде всего, оценка специалиста.

Развивая эту тему, можно пойти дальше. Почему бы, например, не создать своего рода "пробирную палату", в которой начать собирать данные обо всех школах, существующих на территории России и СНГ? Ведь главное - это люди, представляющие то или иное направление. Или, наоборот, умело прикрывающиеся популярной и уважаемой школой единоборств, как отечественных, так и иноземных.

Бывает как? Приходит человек в такую школу сам, или детей отдает. Выходит на первое ознакомительное занятие "мастер" в кимоно и с черным поясом, что-то прокричит по-японски, продемонстрирует несколько эффектных приемов - и "клиент" готов. Вот чтобы такого не происходило, нужен единый центр, посетив который, любой гражданский человек (или армейский командир, руководитель частного охранного предприятия и т.д.) смог бы не только проверить по базе данных наличие интересующей его школы, но и получить "обьективку" на конкретного мастера. Если же таковой является известным имитатором или проходимцем, - получить веские основания, чтобы прямо сказать ему об этом. И не только сказать, но и проинформировать об этом правоохранительные органы и представителей настоящей школы.

Идем дальше. Столкнувшись с проблемой восточных единоборств в армейской среде, обращаешь внимание, прежде всего на следующие факты и тенденции. Перечислю шесть проблем, с которыми наиболее часто приходиться сталкиваться специалистам.

· Во-первых, повышенная привлекательность многих экзотических единоборств для личного состава.

· Во-вторых, увлечение философскими и этическими концепциями восточных единоборств и их мистической подоплекой.

· В-третьих, опасность возникновения клановых структур на психофизическом фундаменте восточных религиозных учений.

· В-четвертых, неоспоримая польза от знакомства с восточными единоборствами и столь же очевидный вред от них для боевой подготовки.

· В-пятых, многочисленные случаи получения психофизических травм после медитации, а также в результате занятия ци-гун, пранаямой, дзен-медитацией и другими упражнениями.

· В-шестых, проявление духовного насилия над личностью.

Впрочем, эти же проблемы возникают и при внедрении в армейскую среду псевдорусских и якобы исконных "славянских" единоборств, зачастую, слепленных по образу и подобию тех же восточных систем, хотя сами их последователи, конечно, усиленно открещиваются от этого факта. Недостаток грамотных инструкторов и полное отсутствие мало-мальски толковых пособий в частях и подразделениях, а также, чего греха таить, равнодушное отношение командования к этим проблемам, - все этот как раз и создает тот вакуум, который легко заполняется различными суррогатами.

Попробуем остановиться чуть подробнее на упомянутых фактах и тенденциях.

Несколько слов о проблеме духовного насилия. Оно может совершаться как при молчаливом попустительстве со стороны отцов-командиров, так и вообще без ведома начальства, втихую, что во сто крат страшнее, впрочем, как любое неконтролируемое явление. Командиры должны знать не только кто, но и чему обучает бойцов. Иначе, если пустить этот процесс на самотек, сектантские тенденции, по мере их развития, создадут проблемы не только в российских вооруженных силах, но и у соседей по СНГ.

Перейдем к психотехникам. Уже в первый год работы Центра "Здоровье народа" к нам обратились несколько десятков человек и получили бесплатные консультации в связи с различными нарушениями, вызванными медитацией, дыхательными упражнениями и развившимися неврозами на мистической почве. Насторожило то, что среди этих людей оказалось много военнослужащих. Эта последняя тема - расстройства мистического характера, не подвергалась, насколько мне известно, сколько-нибудь серьезному изучению. А зря. Следовало бы провести обследования, пусть и закрытые для общественности, чтобы прояснить ситуацию, понять, насколько такое явление, как "мистические неврозы", распространились среди бойцов спецназа и остальных военнослужащих.

То обстоятельство, что по целому ряду недомоганий, психотравм и заболеваний в стране не ведется какой-либо статистики, только затрудняет исследование этой крадущейся "на мягких лапах" проблемы.

Некоторая польза от восточных единоборств заключается в том, что огромное количество молодежи допризывного возраста вообще не занималось бы спортом, если бы не существовало восточных единоборств. С другой стороны, даже при занятии контактными единоборствами, не говоря уже о бесконтактных и имитационных, их последователи получают ряд навыков и привычек, не совместимых с реальным рукопашным боем, особенно с применением холодного или огнестрельного оружия.

"Татуированные идут" - это грозное предупреждение о нашествии восточных экзотических мафий уже несколько лет будоражит правоохранительные органы многих европейских стран и, в первую очередь, полицию Германии. Эта опасность грозит и нашей стране - России.

В древности воинское искусство неразрывно было связано с образованием кланов, преследующих самые разные цели. Эти процессы вполне могут начаться и в российской армии, если не принять мер по изучению и решению данной проблемы.

Повышенная привлекательность восточных единоборств в целом, а также их медицинских и философских знаний, в частности, могут стать в армии корнем многих проблем. Но худший выход из этого положения - введение запретов, как это уже случалось, к сожалению, у нас в стране.

Следует не только использовать все лучшее, что имеется в восточных единоборствах, адаптируя заимствованные техники к реалиям современных боевых ситуаций. Необходимо объяснять начинающим "рукопашникам", на каких принципах и законах мирового воинского искусства построена та или иная школа, почему она использует именно этот набор приемов и какие, в связи с этим, имеются преимущества и недостатки.

Ярким примером новой волны влияния восточного менталитета на специальную подготовку в армии является плодотворная деятельность Германа Попова и его последователей, на определенном этапе сыгравшая положительную роль в процессах совершенствования прикладных комплексов.

Одной из самых заметных тенденций сегодняшнего дня является самостоятельный подбор техник рукопашного боя и специальной подготовки руководителями различных служб и спецподразделений (как на "государевой " службе, так в системе негосударственной безопасности), причем методики, как уже отмечалось, черпаются из самых различных источников.

Во многом это связано с отсутствием или недоступностью методических разработок, а также быстрым старением имеющихся наставлений по физической подготовке. К тому же жизнь каждодневно вносит свои коррективы, для решения которых требуются либо специалисты широко профиля, способные самостоятельно вносить необходимые изменения и коррективы, либо слаженная команда, включающая в себя широкий спектр разнопрофильных "умельцев".

Часто для решения поставленных задач требуется создание абсолютно новых технических средств, а затем и обучение работе с ними. Все перечисленные проблемы и призвана решать Универсальная боевая система.

В УНИБОС, помимо общих комплексов, создаются и специализированные комплексы, позволяющие максимально задействовать или исправить навыки боксеров, каратистов, дзюдоистов, айкидоистов и бойцов ушу различных стилей в процессе обучения бою с оружием и без него. То есть бойца УНИБОС, ранее подготовленного по другим системам, не переучивают, а вооружают новыми техниками, максимально реализуя в процессе учебы полученные им ранее навыки.

Александр Медведев

Hosted by uCoz